Рано или поздно перед каждым предпринимателем встает вопрос о ликвидации фирмы. К счастью закрытие фирмы не значит закрытие бизнеса, и в большинстве случаев речь идет не о прекращении ведения дел, а о смене организации. Если для Вас пока не понятен смысл этого мероприятия, прочтите небольшую заметку на тему «почему люди ликвидируют фирмы» . Если же вопрос принципиально решен, то перейдем к описанию способов ликвидации.

Если после прочтения этой страницы у Вас останется вопрос какой же из способов ликвидации подойдет Вам, то посмотрите здесь.

Начнем с того, что Ликвидацией фирмы теперь называют не только полное прекращение деятельности юридического лица, но и некоторые другие юридически значимые действия, в результате которых между самой фирмой и её бывшими учредителями (директором) теряется какая-либо связь. Начнем по порядку.

Ликвидация ООО по гражданскому законодательству – 15 000 рублей.

Статья 61 Гражданского кодекса гласит: «Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам».
Эта процедура может быть инициирована учредителями добровольно по их совместному решению, а может быть и принудительно начата кредиторами (банкротство).

Рассмотрим течение процесса добровольной ликвидации.
  • Общее собрание участников фирмы принимает решение о закрытии фирмы и избирает ликвидационную комиссию (назначает ликвидатора), которой передаются все полномочия по управлению юрлицом. В регистрирующий орган по месту нахождения фирмы направляется соответствующее уведомление для внесения в единый государственный реестр записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
  • Все кредиторы Общества должны быть надлежаще уведомлены о ликвидации, как заказными письмами, так и через публикацию в общероссийском «Вестнике государственной регистрации». При этом кредиторы вправе досрочно предъявить свои требования в течение 2 месяцев с момента уведомления.
  • По окончании двухмесячного срока, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, отражая в нем сведения об имуществе ликвидируемой фирмы, предъявленных кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения.
  • В ходе процедуры ликвидации ИФНС назначает проведение налоговой проверки, которая завершается составлением акта, а в случае выявления нарушений так же решения о привлечении к ответственности и взыскании штрафов и пени.
  • В соответствии с утвержденным ликвидационным балансом ликвидационная комиссия осуществляет расчет с кредиторами в порядке очередности, определенной гражданским кодексом, вслед за чем составляется и утверждается итоговый ликвидационный баланс.
  • После этого осуществляются распределение оставшегося имущества между учредителями ООО, закрывают расчетные счета ООО.
  • В ИФНС подается заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица, на основании которого в государственный реестр в течение 5 дней вносится запись о ликвидации. С этого момента ликвидация считается завершенной а юр. лицо официально прекратившим свою деятельность

Среди особенностей этой процедуры стоит отметить её продолжительность – минимум 3 месяца. К тому же, есть риск быть подвергнутым взысканиям со стороны налоговых органов при проведении проверки в виде доначисления налогов и наложения штрафов. Возможны конфликты с кредиторами, а в случае, если выяснится, что имущества Общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов учредителям придется расплачиваться из своего кармана либо объявлять о несостоятельности (банкротстве) фирмы, что так же связано со значительными расходами.

Кстати о банкротстве. Эта процедура регулируется ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Подробно останавливаться на ней не будем, отметим только, что даже в упрощенной форме она длится дольше, чем добровольная ликвидация и осуществляется только лицами, имеющими статус арбитражного управляющего. Необходимость участия последних в процедуре банкротства, а точнее их зарплата, которая вносится депозитом за весь срок банкротства, делает её достаточно дорогой.

Реорганизация – 45 000 рублей.

Реорганизация в форме слияния (присоединение) так же является одним из методов закрытия фирмы. Вообще-то существуют ещё и такие формы реорганизации, как преобразование, разделение и выделение, но мы не будем рассматривать их в рамках вопроса о ликвидации фирм, так как во-первых, не все из них влекут прекращение реорганизуемого юридического лица (а нам важно именно это), а во вторых они подразумевают иной порядок правопреемства.

Подробнее о всех формах реорганизации а так же о течении процесса Вы можете прочитать здесь. Слияние от присоединения отличается тем, что при слиянии, несколько юридических лиц, прекращаясь, создают новое юридическое лицо, а при присоединении, прекращение этих юрлиц происходит с передачей прав и обязанностей уже существующему юрлицу.

И слияние и присоединение заканчиваются прекращением юридического лица с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц и снятием с учета в налоговой инспекции и внебюджетных фондах (ПФР, ФСС, РОФОМС). При этом выдается свидетельство такого образца. Вместе с этим прекращаются и права учредителей и полномочия директора – ведь самой фирмы уже не существует. Юридическое лицо – правопреемник принимает все права и обязанности реорганизованной фирмы по передаточному акту в соответствии со ст.59 ГК РФ, в том числе имеющиеся задолженности перед бюджетом и контрагентами.

Налоговая проверка при реорганизации не проводится.

Наша компания проводит реорганизацию совместно с партнерами из других регионов, таким образом, правопреемник Вашей фирмы будет находиться далеко от Рязани. К тому же начиная с 2012 г. нами применяется процедура ликвидации организации-правопреемника. Это значит, что фирма, к которой перейдут права и обязанности Вашей ООО не останется «висеть», а завершит свое существование законным способом.

Продажа фирмы – 30 000 рублей

То, что Ваша фирма Вам больше не нужна не означает, того что она теперь не может понадобится кому-то другому. Причины покупки могут быть самыми разными: кто-то ищет фирму с историей для придания солидности бизнесу перед новыми партнерами, кто-то планирует брать кредит, а его, как правило, не дают вновь зарегистрированным организациям, кому-то фирма нужна уже «вчера» и нет времени на регистрацию новой. В общем-то, какими бы не были эти причины – Вы не обязаны ими интересоваться. Поиском покупателей займемся мы.

Вместе с собственником фирмы, как правило, меняют руководителя (директора) и главного бухгалтера. Так же важно заблаговременно оформить перевод работников, перерегистрацию транспорта и прочего имущества, требующего спец. регистрации. Мы так же рекомендуем закрыть расчетный счет: новые хозяева сами решат в каком банке обслуживаться, а Вы будете застрахованы на случай того, что кто-то из бывших партнеров по ошибке перечислит деньги на старые реквизиты.

Теперь о самой процедуре продажи фирмы. Она несколько усложнилась в связи с тем, что с середины 2009 г. при совершении сделки по переходу доли в уставном капитале, то есть при смене учредителей, требуется нотариальное заверение договора купли-продажи, тогда как ранее было достаточно простой письменной формы. Эти изменения в законодательстве привели к повышению стоимости (только нотариальные услуги по заверению составляют примерно 20 000 рублей) и увеличению сроков оформления.

Чтобы сократить расходы и сроки мы применяем для целей продажи фирмы схему из двух этапов:

  • Увеличение уставного капитала за счет вклада третьего лица. В результате в состав участников (учредителей) фирмы входит третье лицо – будущий владелец.
  • Выход первоначальных участников из Общества, смена директора, а так же при необходимости адреса, названия и видов деятельности. Суть, в общем-то, понятна, уточним только то, что вместе со сменой адреса меняется и место учета, то есть фирма снимается с налогового учета в своей ИФНС и переезжает в другой регион.

В целом процедура занимает около месяца (время на подготовку документов по первому этапу 1-2 дня, подписание и заверение у нотариуса 1-2 дня, регистрация в налоговой 7 дней + столь ко же по второму этапу. Остается пара дней в запасе на пересылку документов и договора аренды на новый адрес.

Новый директор принимает всю документацию фирмы, в том числе договора, документы первичного учета, кассу, банковские документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность , а так же печать по акту приема-передачи, один экземпляр которого остается у передающей стороны (бывшего директор). Так же, в качестве подтверждения завершения всех процедур по передаче фирмы, у продавцов на руках останется экземпляр решения нового учредителя об увольнении прежнего директора, заявление о выходе из состава участников (по закону участие в фирме прекращается с момента подачи такого заявления) и конечно оригинал выписки из Единого гос. реестра юридических лиц с печатью ИФНС.

После оформления процедуры все права и обязанности учредителей и руководителя переходят к третьим лицам – новым собственникам.
Налоговая проверка при продаже фирмы не проводится.
 



Группа компаний Навигатор © 2008-2014

Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.